Первому и легендарному – 60!

14.09.2021

Новости

БЕЛАЗ-540 стал родоначальником целого семейства большегрузных самосвалов, поставленных в более, чем 80 стран мира.


В конструкцию этой машины было заложено много новых для автостроения технических решений, обеспечивших впоследствии эффективную работу самосвала в условиях карьеров. Это впервые примененная в практике отечественного автомобилестроения пневмогидравлическая подвеска, обеспечивавшая высокую плавность хода как в груженом, так и в порожнем состоянии, гидромеханическая передача, которая также впервые в практике нашего автомобилестроения была использована для серийно выпускаемых машин, оригинальная компоновка: расположение кабины рядом с двигателем позволило получить минимальную базу и минимальные габаритные размеры и тем самым повысить маневренность машины, увеличить ее устойчивость, платформа ковшового типа позволила понизить центр тяжести и также повысить устойчивость автомобиля. Оригинальные решения по системам рулевого управления и опрокидывания платформы, оперению и другим узлам стали традиционными при создании самосвалов очередных классов грузоподъемности. В 1965 году без остановки производства предприятие осуществило переход на серийный выпуск 27-тонного самосвала БелАЗ-540.

БЕЛАЗ-540 хорошо продавался за границей. Так с 1970 по 1980 год Великобритания купила 43 БЕЛАЗа. Машину покупали Бельгия, Италия, Кипр, ФРГ и Швеция. Кроме того, в 1970-х годах белорусские карьерные самосвалы семейства БЕЛАЗ-540 покупали Алжир, Афганистан, Бирма, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Замбия, Индия, Иран, Куба, Монголия, Пакистан, Польша, Румыния, Сирия, Турция, Чехословакия и Югославия. Самым крупным покупателем был Китай. В 1980-х к этому списку добавились и другие страны.


В результате самосвал был высоко оценен   на международном уровне и причислялся к лучшим мировым моделям аналогичной техники. В итоге на новую машину заслуженно посыпались международные награды. В феврале 1965 года БЕЛАЗ-540 был удостоен золотой медали одной из старейших ярмарок в мире – Лейпцигской ярмарки в ГДР. В сентябре 1966 года БЕЛАЗ-540 получил «золото» Пловдивской ярмарки в Болгарии.

Появившийся в 1990-х годах БЕЛАЗ-7540А грузоподъемностью 30 тонн считался уже новой моделью.  В настоящее время разработано несколько модификаций машин этого класса, востребованных на рынке.

 БЕЛАЗ-540 останется в сердцах  многих поколений автозаводцев  как  действительно легендарная машина,  но все-таки  главными героями остаются люди, создавшие самосвал и заложившие прочную основу в изготовлении  карьерной техники  с маркой  «БЕЛАЗ».