0%

БЕЛАЗ-540, который обогнал свое время

15.09.2021

Новости

 

В торжественном мероприятии, посвященном памятной дате приняли участие министр промышленности Республики Беларусь Петр Александрович Пархомчик, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Олегович Никифорович. В числе приглашенных герой Беларуси, заслуженный работник промышленности Республики Беларусь Павел Лукьянович Мариев, руководивший предприятием в период с 1992 по 2007 год,  ветераны завода, в прошлом конструкторы, технологи, мастера, рабочие, водители-испытатели, – создатели 27-тонного БелАЗ-540.

 

Создание БЕЛАЗ-540 стало настоящим прорывом в отечественном машиностроении, которое совершили молодые жодинские конструкторы.  В своем приветственном слове Сергей Никифорович отметил,

 

«в далеком 1961 году разработка самосвала была уникальной: наши инженеры  применили  ряд инновационных на то время решений для создания  высокоэффективной карьерной машины, которая была  востребована и в СССР, и за рубежом и внесла существенный вклад в развитие экономики в то время. Вы делали историю собственной школы машиностроения карьерной техники. Спасибо за бессонные ночи за кульманами, за станками, на сборочном производстве! Мы благодарны и гордимся подвигом первых машиностроителей и с уверенностью говорим, что будем с честью и достоинством гордо носить звание машиностроителя».
В своей речи Петр Пархомчик  обратился как к ветеранам машиностроителям так и к нынешнему  поколению заводчан:

 

– Созданное в то время  небольшое КБ  за короткий период времени сумело разработать и воплотить в металле первый карьерный самосвал. Его создание заложило прочный технический фундамент  для развития научно-технического центра, которым сегодня восхищается вся наша страна. Да, вы были первопроходцами, теми, кто постигал искусство создания карьерной техники. И мы можем с гордостью сказать, что ваше дело продолжается в карьерных самосвалах, которые сегодня покоряют мировые державы. Наш НТЦ – это мощнейший, конкурентоспособный центр, на котором держится БЕЛАЗ и который, я могу сказать это с уверенностью, в отдельных технических вопросах превосходит наших конкурентов. Конструкторами завода разработано много техники, а основу заложили эти люди, которые, когда мечтали о превосходстве над конкурентами.
Пользуясь случаем, министр промышленности вручил Почетную грамоту Минпрома  «За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в разработку и производство карьерной и специальной техники БЕЛАЗ и в связи с выпуском первого карьерного самосвала БЕЛАЗ-540» инженеру-конструктору УГК НТЦ имени
А.Н. Егорова Владимиру Загорскому.


О тесной связи белазовских разработчиков карьерной техники с наукой рассказал в своем выступлении Павел Мариев: 


– Первый самосвал – большое событие, и, как говорят в народе, большое видится издалека. За 60 лет было сделано многое, родились сотни модификаций, но первый – стал судьбой завода, судьбой города. Не было особых условий для его создания, было непросто, но первенец родился, и он уже тогда опережал время своими техническими решениями и был конкурентоспособен на многие год вперед. Честно сказать, при его создании мы не знали даже условий, в которых он будет эксплуатироваться, и много чего еще не знали… Но с первого же образца было тесное содружество с наукой, мы использовании самые передовые научные разработки. Можно сказать, мы сами создавали науку. Каждый узел был на уровне изобретений, которые были запатентованы и заложили ту научную основу, которая применялась при разработке других самосвалов. На этой машине защищали диссертации – и кандидатские, и докторские, что говорит о высоком техническом уровне и тех конструкторских подходах, которые были заложены в тот, первый, самосвал. Коллектив его создателей был молодой, но талантливый и, как показала история, прозорливый, ведь мы уже тогда понимали, что будут расширяться карьеры и расти грузоподъемность машин.

Вот имена тех людей, кто сегодня представлял славное поколение первых белазостроителей: Валентин Иванович Епифанов, Геннадий Борисович Окунев, Анатолий Андреевич Ходасевич, Леонид Иосифович Перелыгин, Павел Лукьянович Мариев, Валерий Аронович Бикман, Леонтий Семенович Хох, Евгений Леонтьевич Шиманович, Евгений Михайлович Чучуркин, Вячеслав Ананьевич Лобанок, Степан Кондратьевич Бяко, Михаил Николаевич Пузанкевич, Евгений Павлович Яскевич, Сергей Степанович Лютаревич. Это их, без преувеличения, трудовой подвиг стал началом того, что сегодня носит гордое имя «БЕЛАЗ» – компании, известной во всем мире и прославляющей Беларусь. Одно из подтверждений этому – награждение ОАО «БЕЛАЗ» Почетной грамотой Министерства промышленности за значительный вклад в развитие машиностроительной отрасли страны, достижение высоких показателей в разработке карьерной техники и в связи с 60-летием выпуска первого самосвала «БЕЛАЗ».

Много теплых слов было сказано в адрес тех, кто причастен к зарождению национального бренда БЕЛАЗ. Ведь их опыт работы единой командой, отношения к порученному делу, преданность профессии и родному заводу – достойный пример сегодня для молодых заводчан.